Конституция РФ закрепляет право любого человека на получение и обработку информации любыми способами, которые он сочтёт самыми удобными.
Это право используется и людьми, выбравшими работу журналиста. В удостоверении указано, что к уголовному преследованию ведёт любая попытка создать препятствия для такой работы. Стоит рассмотреть, какими бывают преступления и наказания в этой сфере.
Содержание
Сначала надо рассмотреть, в чём заключается конкретно деятельность профессионалов. Здесь регулирующим документом выступает ФЗ №2124-1. Именно здесь описываются права, которыми наделяют сотрудников СМИ:
Список не является исчерпывающим, всего в нём 12 частей. Есть другие законодательства, которые охраняют права граждан. Конституция дополнительно описывает информацию, которая должна быть абсолютно свободной.
Согласно статье 144 Уголовного Кодекса РФ, это одна из разновидностей преступного деяния. Пример подобных действий – когда журналистов принуждают к распространению каких-либо сведений, либо насильно заставляют отказаться от выполнения такой работы.
Порядок профессиональной деятельности журналистов в этом случае становится главным объектом для преступления. В законе перечисляют широкий перечень действий, которые относят к нарушениям в этом направлении. Но именно уголовная ответственность предусматривается за принуждение специалистов к распространению, либо отказ соглашаться на определённые требования.
Потерпевшим будет признано лицо, имеющее соответствующий профессиональный статус:
Статья 144 упомянутого выше закона говорит о том, что именно относится к воспрепятствованию журналисткой деятельности:
Минимальное наказание – штраф в размере до 80 тысяч рублей. Могут применять размеры одной заработной платы. Источником взыскания могут становиться другие разновидности прибыли, которую получают граждане.
Субъектом преступления будет любое вменяемое лицо, достигшее возраста 16-ти лет.
К негативным результатам может приводить не только физическое, но и психическое давление.
От 100 до 300 тысяч – размер штрафов для тех, кто воспользовался служебным положением при совершении преступления. Исправительные или обязательные работы тоже применяют по отношению к таким нарушителям. Максимальное наказание включает лишение свободы на определённое время, полное приостановление деятельности.
Например, гражданин работал в какой-либо крупной газете. Он занимался расследованиями по событиям, связанными с уголовно-правовыми нарушениями и последствиями.
Гражданин получил сведения о том, что в одном из преступлений замешано высокопоставленное лицо из управленческого аппарата города вместе с несколькими крупными бизнесменами. Данные передало неизвестное лицо, преждевременно заявившее о возможных последствиях. Один из бизнесменов сам узнал об этом, после чего позвонил.
По ходу разговора несколько раз упоминались последствия обнародования сведения, ставших известными. Прямых угроз и намёка на них не последовало. Сотрудник удалил сведения, а потом обратился к своему коллеге. В результате тот и стал инициатором обращения к судебной инстанции.
Есть ещё одна ситуация. Один гражданин получил анонимку с серьёзной информацией. Решил посоветоваться с представителем администрации газеты, где он работал. В качестве непосредственного руководителя второе лицо приказало, чтобы расследование оставалось незавершённым. И пригрозил, что в противном случае надо будет составить заявление на увольнение. Или же та же процедура будет организована в принудительном порядке.
В последней ситуации сам руководитель создавал препятствия для дальнейшей работы.
В публикациях журналистов точно должны отсутствовать такие сведения:
Стоит учитывать, что далеко не всегда суд принимает оптимальное решение, основанное на поступившей информации.
Часто решения вышестоящих инстанций предполагают не только публикацию опровержений, но и выплату дополнительных компенсаций в адрес пострадавших. Поэтому актуальным станет решение обратиться в Европейский суд по правам человека.
Трактовка некоторых вопросов, связанных с деятельностью средств массовой информации, может отличаться в зависимости от самого конкретного случая и других подобных обстоятельств.
При этом до сих пор не существует единого понятия, которое было бы связано напрямую с объектом преступления. Квалифицирующие признаки состава нарушений не прописаны достаточно чётко, из-за чего и возникают проблемы. Судебных прецедентов пока тоже накопилось недостаточно много. Но есть и одна общая направленность, которую выделяют в этом случае.
Из-за неё легко прийти к мысли, что главный объект для правонарушений – свобода печати и других средств массовой информации. К дополнительному объекту относят права с интересами каждого отдельно взятого журналиста. Это факультативный признак, которым пользуются законодатели для выделения специфических свойств, присущих преступлению.
Широкий круг общественных отношений охватывается понятием свободы печати, других средств массовой информации. Так обеспечивают законную деятельность не только самих журналистов, но и других специалистов:
Непосредственный объект преступления – один из самых важных элементов. Стоит заметить, что отсутствие в действиях лица хотя бы одного из определённых признаков ведёт к тому, что и состав преступления не фиксируют. Из-за этого в реальности из действий выпадают целые отрезки, ведущие к снижению ответственности, хотя в действительности противоправные действия совершаются.
Приходится организовать гражданское делопроизводство, чтобы хоть частично возместить причинённый ущерб. Привлечение к уголовной ответственности связано с другими основаниями. Зато в этом случае проще выделить состав, возникает меньше проблем с формулированием признаков.
Внешнее проявление в объективной деятельности – внешняя сторона преступления. При этом у каждого из участников могут быть как объективные представления о происходящем, так и субъективные. Во многих случаях существенным фактом признают само деяние, а не восприятие его другими участниками.
Практически у каждого явления есть как положительная, так и отрицательная сторона. При квалификации преступления суды не учитывают последствия каждого действия и некоторые аспекты, связанные именно с объективной стороной.
Относительно комментариев к закону нет понятия «действующей, недействующей версии». Можно применять в качестве описания лишь слова «изменённое, дополненное и устаревшее». При этом часто невозможно сказать, какой из комментариев выходит раньше, а какой позже. Если учитывать ещё и то, что сами комментарии могут иметь печатную, либо электронную форму.
Рассказ журналиста об истории из личного опыта:
До сих пор ситуация с защитой прав журналистов остаётся весьма сложной. У многих присутствует ощущение безнаказанности по отношению к представителям СМИ. Поэтому и само законодательство требует корректировки, совершенствования.
С каждым годом Правительство уделяет всё больше внимания этому вопросу. Важна реакция государства, становящаяся примером для остальных граждан. Надо организовывать должные расследования и показывать, что права действительно защищают. Деятельность контролирующих органов в этом направлении тоже совершенствуется.