Ограничение информационных прав и свобод российских граждан

Основная проблема российского законодательства заключается в специфическом регулировании прав россиян на получение достоверной, актуальной и релевантной информации. В Конституции имеется около 20 положений, а в других федеральных локальных актах имеется около 30 статей, касающихся данного вопроса.

Права граждан по Конституции

Основные сведения, касающиеся информации содержатся в ст. 24 и ст. 29 Конституции РФ. Этими положениями гарантируется, что каждый гражданин может заниматься поиском и получением, а также передачей, созданием и распространением информации, если для этих целей применяются исключительно законные методы. Запрет накладывается исключительно на данные, которые относятся к государственной тайне.

Но статьи Конституции дополнительно содержат ограничения, связанные с использованием полученных данных. В ФЗ «О государственной тайне» и Указе Президента №1203 содержится список данных, которые относятся к государственной тайне, поэтому их распространение становится причиной нанесения существенного ущерба для безопасности государства. К ним относится информация, которая касается военной, экономической, разведывательной, оперативно-розыскной или внешнеполитической области.

Внимание! Все россияне обладают одинаковым правом на информацию, поэтому оно ограничивается исключительно необходимостью защиты страны, нравственности, прав или интересов других лиц.

Другим ограничением прав на доступ выступает возможность нарушения неприкосновенности частной жизни или тайны переписки. Снимается личностное ограничение только после принятия соответствующего судебного решения.

На международном уровне

В международном законодательстве право на информацию выступает основой права любого человека на самовыражение, а также оно позволяет бороться с коррупцией и реализовать собственные цели.

К основным нормативным международным актам, касающимся этого вопроса, относится:

  • 19 Всеобщая декларация прав человека.
  • Статья 19 Международного пакта о гражданских и политических правах. По ней государства должны распространять сведения, которые обладают общественным интересом. Доступ к этим данным должен быть эффективным и быстрым. Благодаря такому регулированию любой человек может эффективно реализовать свои права.
  • Замечание общего порядка, выпущенное Комитетом ООН и определяющее границы права на получение информации. Здесь указывается на необходимость утверждения странами специфических процедур и нормативных актов, на основании которых реализуется право на информацию. Если органы власти отказывают в предоставлении каких-либо сведений, то такой отказ должен быть обоснованным, а также должна иметься возможность для его обжалования.
  • Статья 13 Конвенции ООН против коррупции. Она требует, чтобы страны пользовались разными эффективными мерами, чтобы обеспечить жителям быстрый доступ к информации. Дополнительно гарантируется защита информаторов.
Справка! Право людей на информацию содержится и в других международных актах, договорах и соглашениях, которые касаются мигрантов, изменения климата или ограниченных возможностей.

В России

Первоначально в России право людей на информацию было зафиксировано в Декларации прав и свобод в 1991 году. Указывалось право россиян на охрану персональной информации, а также на получение общедоступных сведений.

Сейчас такие права закрепляются в действующей Конституции. По этому документу обеспечивается право на свободу мысли, слова и массовой информации, а также на творчество, преподавание и получение юридической помощи. При этом эти права ограничиваются неприкосновенностью частной жизни, переписки и телефонных разговоров, а также исключением выступает государственная тайна.

Другим важным нормативным актом выступает ФЗ №149, регулирующий использование информации и информационных технологий, а также устанавливающий меры защиты сведений.

Как проявляется ограничение

Ограничения информационного права и свободы имеются на конституционном и законодательном уровне. К ним относится:

  • Часть 3 ст. 17 Конституции. Здесь указывается, что закрепляются не только свободы и права граждан, но и обеспечивается их защита. Во время взаимодействия людей могут возникать противоречия, поэтому право не может быть абсолютным, так как у граждан имеются определенные обязанности перед обществом. Поэтому при использовании права на информацию не допускается ущемление или нарушение прав других лиц.
  • Статья 23 Конституции. Устанавливается защита неприкосновенности частной жизни любого гражданина, поэтому не допускается разглашать личные или интимные сведения, полученные незаконным способом.
  • Часть 1 статьи 24 Конституции. При использовании, сборе или распространении информации не допускается нарушение репутации других лиц. Исключением выступает только ситуация, когда проводятся оперативные или розыскные мероприятия представителями власти.
  • Часть 4 статьи 29 Конституции. Приводятся ограничения на какие-либо действия со сведениями, которые представлены государственной тайной. Дополнительно указываются данные, к которым запрещен доступ посторонним лицам.
  • ФЗ №5485-I. Он содержит основной перечень сведений, которые относятся к государственной тайне. Более полный список содержится в Указе Президента РФ №1203.
  • ФЗ №149. Здесь приводится ограничение права на информацию, которая является конфиденциальной. Лица, которые получают к ней доступ, не могут передавать ее третьим лицам без предварительного получения разрешения от владельца. В ст. 9 данного ФЗ содержится возможность ограничения доступа к данным, если их распространение становится угрозой для обороны и безопасности страны, нравственности, а также прав и интересов граждан.
Важно! Другими федеральными законами определяются условия, при которых сведения относятся к коммерческой, служебной или иной тайне, поэтому их нельзя использовать или распространять разными способами.

Ограничение права любого человека на информацию выступает конституционным правом. Устанавливаются пределы на сведения, которые могут нарушить права и свободы других лиц или вовсе нанести ущерб всей стране.

Основания для ущемления

В качестве основания для ограничения информационных прав граждан выступают следующие факторы:

  • защита Конституции и демократии;
  • предотвращение нарушения прав, интересов и свобод других лиц;
  • защита нравственности;
  • необходимость обеспечения безопасности и обороны страны;
  • применение ограничений во время чрезвычайного положения, но они устанавливаются на определенный срок;
  • запрет на использование прав или свобод, касающихся информации, чтобы рекламировать социальную, расовую или социальную ненависть, а также пропагандировать языковое или религиозное превосходство;
  • предотвращение распространения личных сведений о людях;
  • обеспечение правосудия.

Дополнительно в России существует перечень данных, к которым невозможно ограничить доступ. Они перечисляются в ст. 8 ФЗ «Об информации». За разглашение таких сведений не предусматриваются какие-либо меры ответственности.

Ответственность за незаконное ущемление

Если незаконным образом ограничивается право гражданина на информацию, то это является уголовным преступлением.

Поэтому назначаются следующие меры:

  • Статья 140 УК. За отказ в предоставлении сведений человеку со стороны должностного лица с одновременным нарушением прав или свобод, назначается штраф до 200 тыс. руб. Такая фиксированная санкция может заменяться доходом преступника за 18 месяцев или лишением права занимать управляющие должности на срок от 2 до 5 лет.
  • Статья 237 УК. За сокрытие или искажение сведений о событиях, которые создают опасность для жизни и здоровья населения, назначается штраф до 300 тыс. руб. Судья может заменить эту санкцию доходом преступника за 2 года. Альтернативным наказанием выступает тюремный срок на 2 года с одновременным лишением права занимать управляющие должности или трудиться в определенной сфере деятельности в течение трех лет.
  • Если деяния по ст. 140 или 237 УК совершаются представителем государственных органов, то штраф составляет от 100 до 500 тыс. руб. Он иногда заменяется доходом за период от 1 до 3 лет или тюремным сроком на 5 лет.

Если нарушения не нанесли серьезного вреда, то назначается наказание по КоАП. По ст. 5.39 КоАП за отказ в предоставлении данных должностные лица уплачивают штраф от 1 до 3 тыс. руб. По ст. 13.27 КоАП при нарушении требований к предоставлению доступа к сведениям о работе госорганов или местной администрации уплачивается штраф от 3 до 5 тыс. руб.

За нарушение требований относительно раскрытия данных компаниями, которые управляют многоквартирными домами, по ст. 7.23.1 назначается штраф для должностных лиц от 30 до 50 тыс. руб. Для юрлиц санкция увеличивается, поэтому составляет от 250 до 300 тыс. руб. Если выявляется повторное нарушение, то должностное лицо дисквалифицируется на срок от 1 до 3 лет.

Если искажается или скрывается экологическая информация, то по ст. 8.5 КоАП уплачивается штраф гражданами от 500 до 1000 руб., а для должностных лиц он составляет от 1 до 2 тыс. руб. Компании уплачивают санкцию в размере от 10 до 20 тыс. руб.

Интересное видео

Подробно об информационном праве в видео:

Заключение

Каждый россиянин имеет право на информацию, но оно ограничивается федеральными и локальными актами. Ограничения требуются для защиты конфиденциальных сведений, государственной тайны и неприкосновенности частной жизни.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *