Виды ответственности за нарушение избирательных прав

РФ представлено демократичным и правовым государством, в котором действует республиканская форма правления. Такие сведения приводится в 1 статье Конституции. Благодаря демократии у каждого человека имеется право голоса во время принятия важнейших решений для всей страны.

Для этого проводятся честные и открытие голосования, по результатам которых выбираются представители органов власти. При этом любой гражданин может баллотироваться на место депутата, а после победы осуществлять власть.

Любые мероприятия или действия, направленные на создание препятствий для людей в отношении их избирательных прав, являются противозаконными. Поэтому за них предусматривается административная и уголовная ответственность за нарушение избирательных прав граждан.

Понятие права голоса

Лица, достигшие совершеннолетия, имеют право голоса для участия в различных выборах. Любой человек независимо от социального положения или иных характеристик может стать Президентом, но требования предъявляются исключительно к возрасту и образованию.

На практике к кандидатам в Президенты или чиновники предъявляются более жесткие требования. Для этого нужно подготовить специальную документацию, собрать подписи и получить финансирование от инвесторов, хотя даже такие действия не всегда гарантируют возможность баллотироваться на какой-либо политический пост.

У каждого совершеннолетнего гражданина имеются право голоса и свободы, к которым относится:

  • право избирать кандидатов на какой-либо пост в органах власти;
  • право самостоятельно выдвигать собственную кандидатуру на выборах;
  • право на финансирование какой-либо избирательной кампании одного кандидата или всей гонки;
  • право ознакомиться с полным перечнем избирателей.

Все свободы закреплены в Конституции и других федеральных нормативных актах.

Внимание! В России проводятся исключительно тайные голосования.

У каждого человека имеется активное избирательное право, позволяющее ему баллотироваться на ту или иную должность. Если гражданин самостоятельно участвует в выборах, то это считается пассивным правом.

Нормативное регулирование

Существует много законодательных актов, имеющих отношение к избирательному праву каждого россиянина.

Но наиболее полезная и полная информация содержится в следующих документах:

  • Конституция РФ, включающая основные права и свободы россиян;
  • ФЗ №67, описывающий гарантии избирательных прав, а также включающий право людей на участие в референдумах;
  • КоАП РФ, содержащий данные об административных мерах наказания, которые применяются к лицам, нарушающим избирательные права;
  • УК РФ, включающий информацию об основаниях для привлечения граждан к уголовной ответственности за такие преступления.

На основании ст. 32 Конституции РФ россияне могут выбирать и избираться, а также принимать участие в референдумах, которые касаются наиболее важных вопросов для страны. Исключением выступают лица, официально признанные недееспособными или находящиеся в тюрьме.

Основные разновидности нарушений

Существует много противозаконных действий, которые нарушают избирательные права человека. Одни правонарушения ведут к привлечению к административной ответственности, а за другие в избирательном праве назначается уголовная ответственность.

К наиболее часто встречающимся нарушениям относится:

  • формирование каких-либо препятствий для граждан, которые в результате таких действий не могут проголосовать за выбранного кандидата;
  • использование преимуществ на основании службы или должности для избрания на высокий пост;
  • подделка подписей кандидатов, которые якобы принимают участие в выборах;
  • принуждение людей к голосованию за определенного кандидата;
  • предоставление недостоверной информации о претендентах на пост;
  • нарушение правил работы СМИ;
  • намеренное нарушение правил функционирования избирательной комиссии или совершение противоправных действий по отношению к наблюдателям;
  • использование неправомерных приемов привлечения граждан во время агитации;
  • подделка документации, имеющей отношение к голосующим лицам или их подписям.
Справка! Вышеуказанные нарушения относятся не только к каким-либо выборам, но и к проведению референдумов.

Административное наказание

За мелкие нарушения граждане привлекаются к административной ответственности. Основные виды правонарушений приводятся в главе 5 КоАП. Обычно они связаны с организацией выборов, а также к функционированию избирательных участков.

Во время таких проступков не затрагиваются конституционные права россиян. Наиболее часто встречаются нарушения, связанные с деятельностью избирательной комиссии, финансированием кампании или с результатами выборов.

Самыми яркими примерами административных проступков являются:

  • отказ от предоставления или передача с опозданием сведений, в которых указываются суммы и источники денежных поступлений в избирательный фонд (ст. 5.17 КоАП);
  • нарушение условий, которые предъявляются к кандидатам, занимающихся предвыборной агитацией (ст. 5.8 КоАП);
  • использование неправомерной рекламы работы или службы кандидата (ст. 5.9 КоАП);
  • уничтожение или нарушение целостности агитационных материалов, представленных в печатном виде (ст. 5.14 КоАП);
  • использование подкупа в отношении участников референдума или избирателей (ст. 5.16 КоАП);
  • предоставление бюллетеня без соблюдения определенных правил (ст. 5.22 КоАП).

За такие проступки нарушителю приходится уплачивать штраф, размер которого определяется индивидуально. Если нарушение считается незначительным, например, если не были своевременно поданы данные об избирателях, то физлица уплачивают штраф от 1 до 5 тыс. руб.

Если же обнаруживается подкуп, то к гражданам применяются более серьезные меры наказания, представленные денежной санкцией в размере до 25 тыс. руб.

Уголовное наказание

Она применяется только при наличии доказательств серьезных преступлений. Основные меры наказания приводятся в ст. 141 УК. Здесь перечисляются незаконные действия, которые создают препятствия для реализации избирательного права граждан.

Уголовными преступлениями считаются следующие действия:

  • создание препятствий для голосования или проведения референдума;
  • нарушение тайны голосования;
  • формирование препятствий для членов избирательной комиссии, что приводит к невозможности исполнять должностные обязанности.

Точная мера наказания зависит от решения судьи, причем выбираются следующие виды санкций:

  • штраф до 80 тыс. руб.;
  • штраф, который определяется как общий доход преступника за срок до полугода;
  • обязательные работы на 360 часов;
  • исправительные работы на срок до одного года.

2 часть ст. 141 УК содержит основные правила, по которым выбирается точная мера наказания для нарушителя.

Более серьезные меры воздействия применяются при наличии отягчающих обстоятельств, к которым относится:

  • совершение преступлений группой граждан с предварительным сговором;
  • применение во время преступления обмана, подкупа, насилия, принуждения или угроз;
  • использование преимуществ служебного положения;
  • совершение ОПГ.

Если будут доказаны данные обстоятельства, то применяется наиболее жесткая мера уголовной ответственности, которая заключается в тюремном сроке до 5 лет. Если человек пользовался своим служебным положением для требований, касающихся регистрации кандидатов или подсчета голосов, то он лишается свободы на срок до 4 лет.

Конституционное наказание

Она применяется к коллективным или индивидуальным субъектам, к которым относятся политические партии, избирательные комиссии, агитационные группы, СМИ, кандидаты, наблюдатели, избиратели или доверенные лица.

К основным мерам конституционной ответственности относится:

  • предупреждение;
  • отказ в проведении выборов или референдума;
  • отказ регистрировать кандидата или инициативную группу;
  • взыскание с кандидата или избирательного объединения затрат, которые были понесены избирательной комиссией, если по разным причинам выборы были отложены в связи со снятием кандидатуры или иными причинами;
  • отмена решения, принятого комиссией на основании подсчета голосов;
  • отмена решения, по которому политическая партия или объединение было принято к распределению депутатских мандатов;
  • отмена решения, принятого избирательной комиссией, на основании которого кандидат признается депутатом;
  • лишение депутатского мандата;
  • отмена решения, на основании которого был зарегистрирован кандидат;
  • приостановление или прекращение полномочий членов референдума или избирательной комиссии;
  • исключение конкретного кандидата из перечня;
  • отстранение члена комиссии от должностных обязанностей;
  • отмена регистрации группы, назначенной для проведения референдума;
  • расформирование избирательной комиссии;
  • приостановление выпуска каких-либо сведений о выборах или кандидатах в СМИ.
Важно! Решение о назначении конкретных мер наказания принимается судом.

Судебная практика

Проступки и преступления, касающиеся избирательных прав граждан, встречаются довольно редко. Обычно они выявляются во время региональных выборов, когда избираются депутаты в местную администрацию.

В качестве примеров приводятся дела:

  • в Республике Марий ЭЛ учащийся колледжа подкупил избирателей, которые вынесли с участка пустые бюллетени, поэтому по ст. 141 УК преступник был лишен свободы условно на 1 год;
  • в Тамбовской области 3 руководителя избирательных комиссий подделали перечень кандидатов и их подписи, поэтому лишились условно свободы на 1 год по ст. 142 УК.

Наиболее часто встречаются административные правонарушения, а не уголовные преступления относительно избирательных прав.

Заключение

Нарушения избирательных прав выявляются во время агитационных кампаний, выборов или референдумов. Они могут быть проступками или преступлениями, поэтому за них предусматривается не только административная, но и уголовная ответственность. Для непосредственных кандидатов и членов избирательной комиссии применяется конституционная ответственность.


Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *