Трудовые отношения выстраиваются между руководителем и подчиненным на работе. Нередки случаи, когда между руководителем и сотрудником возникает конфликтная, спорная ситуация по поводу разных моментов, касающихся рабочих отношений.
В случае, если не удается решить конфликтную ситуацию, зарождается трудовой спор, который могут урегулировать и рассмотреть только уполномоченные на то органы. Что может послужить причиной разногласия на работе и каким образом происходит разрешение спорных моментов, если работник и работодатель не могут прийти к взаимосоглашению?
Содержание
В процессе работы довольно часто случаются неприятные, конфликтные ситуации, возникающие между руководителем и сотрудником. Не всегда удается урегулировать спор и прийти к одному мнению. Если не получается мирно решить конфликтный вопрос, обеим сторонам следует обратиться в уполномоченные органы, занимающиеся рассмотрением конфликтных и спорных ситуаций.
В российском трудовом законодательстве предусмотрено понятие трудового спора. Сообразно статье 381 ТК РФ, трудовой спор — это неурегулированные разногласия, возникшие между работником (или группой сотрудников) и руководителем по вопросам использования трудового законодательства. Трудовые споры – правомерный и законный способ защиты своих прав.
Признаки трудовых споров:
На практике рабочие разногласия не редкость. Часто инициаторами конфликта выступают недовольные подчиненные, пытаясь защитить свои нарушенные права. Основания для спорных ситуаций могут быть разными, но чаще они связаны с нарушением правовых, социальных или финансовых прав.
Правовыми основаниями могут быть: незаконное увольнение или вынесение дисциплинарного наказания, беспричинный и незаконный отказ в трудоустройстве. Социальными основаниями могут быть: непредоставление отпуска, нарушение социальных гарантий рабочего. Финансовыми основаниями являются: полная или частичная невыплата заработной платы, наложение штрафа в качестве наказания, невыплата премии.
Причины возникновения разногласий могут быть многообразны:
Существует несколько классификаций трудовых споров. При разрешении спорного вопроса имеет большое значение в чем состоит суть спора, кем являются стороны и можно ли решить конфликт во внесудебном порядке:
Индивидуальные споры возникают между руководителем и одним подчиненным. Согласно ст. 60 ТК РФ индивидуальные конфликтные ситуации могут быть рассмотрены либо трудовой комиссией, либо в судебном порядке.
Подать жалобу в компетентные органы по факту индивидуального спора следует не позднее трехмесячного срока с момента возникновения конфликтной ситуации между работодателем и подчиненным.
Большая часть индивидуальных разногласий решается с помощью специализированной комиссии. Однако в некоторых ситуациях разногласия решаются лишь в судебном порядке.
Статья 391 ТК РФ закрепляет и перечисляет случаи, в которых решение разногласия возможно только в суде.
Коллективные споры случаются в ситуациях, когда группа сотрудников отстаивает свои права перед руководителем. Такие споры рассматриваются в арбитражном порядке либо с участием примирительной комиссией и посредника. Примирительная комиссия должна быть собрана руководителем, после того, как ему поступят письменные претензии от другой стороны. Примирительная комиссия должна состоять из равного количества сторон.
При недостижении обоюдного согласия обеих сторон следует привлечь посредника. Если даже с помощью посредника спор не был урегулирован, а конфликт не был исчерпан, стороны должны обратиться за помощью в трудовой арбитраж.
Конституция РФ – главный правовой документ страны, обладающий высшей юридической силой. Установление локальных норм, противоречащих принципам и нормам Конституции, недопустимо и незаконно. В статье 37 Конституции РФ закреплено право на коллективные и индивидуальные трудовые споры, в том числе право на забастовку.
В случае, если действующие или принимаемые нормы, нарушают права трудящихся, в связи с чем возникают индивидуальные или коллективные споры, следует отдавать предпочтение конституционным нормам, не допускающим нарушение трудовых прав. В случае любого трудового конфликта, в первую очередь, следует руководствоваться конституционными нормами. Локальные документы и действия начальства не должны противоречить конституционным нормам.
К примеру, руководитель не может установить заработную плату работникам ниже прожиточного минимума, иначе это будет нарушением конституционных прав трудящихся лиц.
Также в практике часто случаются случаи неправомерного отказа в приеме на работу. Случаи дискриминации недопустимы. Статья 37 Конституции РФ запрещает проявление со стороны руководства дискриминации по отношению к работникам.
Бывают ситуации, когда урегулирование в мирном порядке трудовой спор не представляется возможным. В некоторых обстоятельствах, предусмотренных законом, решить конфликтную ситуацию можно только в суде.
Исковые заявления о восстановлении на работе необходимо подавать в районный или городской суд. Споры, возникшие по иным причинам, рассматриваются в мировых судах (по месту нахождения организации).
Лицо, которое считается истцом, освобождено от уплаты госпошлины и судебных издержек.
Существуют исковые сроки давности, касающиеся трудовых споров.
Исковое заявление составляется в письменной форме и должно отражать следующие сведения: наименование суда, данные истца и ответчика, суть конфликта, методы, которые прилагались для урегулирования спора, требование о восстановлении нарушенных прав, дата, подпись. К исковому заявлению следует приложить копии документов, подтверждающие предмет спора и доказывающие неправомерность действий со стороны ответчика.
Дополнительная информация по теме статьи в видео:
Трудовые споры вытекают из отношений между начальником и подчиненным. Поводы для конфликтных ситуаций могут быть различными, но все они должны касаться рабочих моментов. Решить неурегулированное разногласие возможно несколькими способами: обратиться за помощью в специальную комиссию или в суд. При принятии решения в пользу той или иной стороны следует руководствоваться Конституцией РФ и ее нормами.