Что такое нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата и меры ответственности

Избирательная кампания проводится всеми депутатами, которые планируют избираться в местные или федеральные органы власти. С ее помощью участники информируют избирателей о планируемой деятельности, а также рассказывают о собственной политической программе.

Для проведения кампании приходится пользоваться большим количеством денежных ресурсов, поэтому используются не только средства депутатов, но и деньги инвесторов.

Что означает нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, какие меры ответственности могут применять, обсудим в статье.

Порядок обеспечения

Основные правила финансирования кампании приводятся в ФЗ №67. Здесь перечисляются положения, на основании которых формируется система финансирования, если кампания проводится для федеральных представителей власти. По ст. 12 данного закона ЦИК и комиссии разных регионов страны, должны распределять средства, подготовленные федеральным бюджетом, на подготовку и реализацию выборов. При этом члены данных организаций обязаны контролировать, на какие именно цели направляются средства.

Внимание! Любая избирательная комиссия в стране должна следовать инструкциям, написанным и опубликованным ЦИК.

По ст. 27 ФЗ №67 для проведения избирательной кампании деньги выделяются из федерального и регионального бюджета. Отдельной строкой идут расходы, связанные с деятельностью работников ЦИК. На основании потраченных средств подготавливается официальный отчет.

По ст. 28 кандидаты имеют право формировать избирательные фонды, предназначенные для финансирования планируемой агитационной кампании. Аналогичные полномочия имеются у местных администраций или избирательных объединений.

По закону можно пользоваться ограниченными источниками финансов к которым относится:

  • деньги, выделяемые избирательными комиссиями;
  • средства, собранные кандидатами, но сюда не включаются финансы, полученные от иностранных компаний или частных лиц;
  • суммы, представленные личными накоплениями кандидатов или добровольными пожертвованиями, которые могут быть получены от физлиц или компаний.

Деньги, перечисленные в избирательный фонд, могут быть направлены исключительно на цели предвыборной кампании.

По закону не допускается использование средств, полученных из следующих источников:

  • иностранные лица или предприятия;
  • международные организации;
  • российские компании, в которых доля участия иностранных лиц превышает 30%;
  • государственные учреждения;
  • религиозные объединения;
  • местная администрация какого-либо региона.

При этом устанавливаются ограничения не только относительно источника средств, но и суммы, полученной от каждого человека или организации. До непосредственных выборов избирательные комиссии должны выкладывать в открытые источники сведения, полученные от кандидатов и объединений. Эти сведения включаются размер и источник получения той или иной суммы в избирательный фонд.

Отчеты о расходовании денег должны передаваться избирательной комиссии каждым кандидатом в течение 30 дней после проведения выборов. Данные отчеты публикуются комиссией в течение 45 дней после получения.

В ст. 29 ФЗ №67 приводятся правила создания и использования фондов. Кандидаты, которые были зарегистрированы избирательной комиссией, открывают особый счет в банке. Сюда перечисляются средства из разных источников.

Условия и правила ведения и открытия таких счетов определяются ЦИК совместно с ЦБ. Поэтому кандидаты обязаны следовать некоторым требованиям при расходовании, снятии или размещении данных средств. Они обязаны составлять отчеты по специальным унифицированным образцам.

Если после выборов остались средства, то они перечисляются всем организациям и частным лицам, которые осуществляли пожертвования, для чего учитываются пропорции вкладов.

Меры ответственности за нарушения

Основные меры наказания, которые применяются к кандидатам или спонсорам при нарушении правил финансирования избирательной кампании, приводятся в положениях ст. 141.1 УК.

 

Она делится на две крупные части:

  • 1 часть. В ней предусмотрены меры наказания за нарушения, связанные с финансированием кампании.
  • 2 часть. Она устанавливает меры ответственности за неправомерное расходование денег, которые были собраны для выборов или референдума.

К наиболее распространенным преступлениям, за которые назначается уголовная ответственность, относится:

  • передача денег лично кандидату или представителю избирательного объединения, в результате чего данные средства не попадают в избирательный фонд, но предназначены для достижения победы в выборах;
  • расходование крупных сумм, не числящихся в избирательном фонде, для победы на выборах;
  • передача кандидату уникальных ценностей без получения аналогичной суммы из фонда;
  • продажа товаров, выполнение платных работ или оказание услуг, относящихся напрямую или косвенно к выборам и направленных на победу, но при этом без взимания платы из фонда или при использовании заниженной суммы;
  • внесение крупного пожертвования в избирательный фонд с привлечением подставных лиц.
Справка! У каждого кандидата или объединения должен иметься собственный фонд, предназначенный для финансирования деятельности, но исключением выступают выборы в местную администрацию, если число избирателей меньше 5 тыс. человек, поэтому кандидатам не требуется финансировать свои кампании.

Чтобы доказать занижение расценок на товары, работы или услуги, определяется их рыночная стоимость, которая сравнивается с внесенной платой. Если кандидат заплатил в 2 раза меньше средних расценок, то это считается необоснованным занижением цены.

Для оценки привлекаются эксперты или члены контрольно-ревизионных служб. Если возникает необходимость, то составляются запросы в правоохранительные органы или другие государственные инстанции, что позволяет получить нужные данные.

Если обвинение связано с привлечением подставных лиц, то осуществляется поиск доказательств того, что номинатор скрывал свою личность. Обычно такими уловками пользуются лица, которые по закону не имеют право вносить пожертвования.

К ним относятся иностранцы или зарубежные компании, а также лица без гражданства. Дополнительно запрещены пожертвования со стороны несовершеннолетних, международных организаций или государственных учреждений. Ее допускается финансирование кампании анонимными лицами.

Контролем над пожертвованиями замеряются представители ФНС, которые проверяют достоверность данных, указываемых людьми или фирмами во время финансирования кампании.

К ответственности привлекаются как лица и компании, вносящие пожертвования, так и непосредственные кандидаты, которые пользуются незаконно полученными средствами для достижения победы на выборах.

Граждане и предприятия, которые с явными нарушениями финансировали избирательную кампанию какого-либо кандидата на выборах, наказываются следующими способами:

  • штраф в размере от 200 до 500 тыс. руб.;
  • размер зарплаты и всех других доходов правонарушителя на период от 1 до 3 лет;
  • обязательные работы на срок до 360 часов;
  • исправительные работы на срок до 1 года;
  • лишение свободы на 1 год.

Точное наказание определяется судьей, который изучат все обстоятельства преступления.

Если кандидат воспользоваться незаконно полученными средствами, которые не учитывались в фонде, то он привлекается к уголовной ответственности, которая может быть представлена в следующих видах:

  • штраф от 200 до 500 тыс. руб.;
  • доход осужденного на период от 1 до 3-х лет;
  • лишение права занимать руководящие должности или получать пост в государственных органах на срок от 1 до 5 лет;
  • запрет на занятие некоторыми видами деятельности на период от 1 до 5 лет;
  • обязательные работы до 480 часов;
  • исправительные работы в течение двух лет;
  • принудительные работы на 2 года;
  • лишение свободы на 2 года.
Важно! К таким жестким мерам наказания суд прибегает при крупном размере внесенных сумм, которые превышают 1/10 предельной суммы затрат избирательного фонда кандидата.

Интересное видео

Дополнительная информация о финансировании кампаний в видео

Заключение

Финансирование избирательной кампании осуществляется с учетом требований законодательства. Если нарушаются данные условия, то спонсоры или кандидаты на выборах привлекаются к уголовной ответственности. Она может быть представлена штрафом, лишением свободы, исправительными или обязательными работами, а также лишением права занимать руководящие должности.

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *