Избирательная кампания проводится всеми депутатами, которые планируют избираться в местные или федеральные органы власти. С ее помощью участники информируют избирателей о планируемой деятельности, а также рассказывают о собственной политической программе.
Для проведения кампании приходится пользоваться большим количеством денежных ресурсов, поэтому используются не только средства депутатов, но и деньги инвесторов.
Что означает нарушение порядка финансирования избирательной кампании кандидата, какие меры ответственности могут применять, обсудим в статье.
Основные правила финансирования кампании приводятся в ФЗ №67. Здесь перечисляются положения, на основании которых формируется система финансирования, если кампания проводится для федеральных представителей власти. По ст. 12 данного закона ЦИК и комиссии разных регионов страны, должны распределять средства, подготовленные федеральным бюджетом, на подготовку и реализацию выборов. При этом члены данных организаций обязаны контролировать, на какие именно цели направляются средства.
По ст. 27 ФЗ №67 для проведения избирательной кампании деньги выделяются из федерального и регионального бюджета. Отдельной строкой идут расходы, связанные с деятельностью работников ЦИК. На основании потраченных средств подготавливается официальный отчет.
По ст. 28 кандидаты имеют право формировать избирательные фонды, предназначенные для финансирования планируемой агитационной кампании. Аналогичные полномочия имеются у местных администраций или избирательных объединений.
По закону можно пользоваться ограниченными источниками финансов к которым относится:
Деньги, перечисленные в избирательный фонд, могут быть направлены исключительно на цели предвыборной кампании.
По закону не допускается использование средств, полученных из следующих источников:
При этом устанавливаются ограничения не только относительно источника средств, но и суммы, полученной от каждого человека или организации. До непосредственных выборов избирательные комиссии должны выкладывать в открытые источники сведения, полученные от кандидатов и объединений. Эти сведения включаются размер и источник получения той или иной суммы в избирательный фонд.
Отчеты о расходовании денег должны передаваться избирательной комиссии каждым кандидатом в течение 30 дней после проведения выборов. Данные отчеты публикуются комиссией в течение 45 дней после получения.
В ст. 29 ФЗ №67 приводятся правила создания и использования фондов. Кандидаты, которые были зарегистрированы избирательной комиссией, открывают особый счет в банке. Сюда перечисляются средства из разных источников.
Условия и правила ведения и открытия таких счетов определяются ЦИК совместно с ЦБ. Поэтому кандидаты обязаны следовать некоторым требованиям при расходовании, снятии или размещении данных средств. Они обязаны составлять отчеты по специальным унифицированным образцам.
Если после выборов остались средства, то они перечисляются всем организациям и частным лицам, которые осуществляли пожертвования, для чего учитываются пропорции вкладов.
Основные меры наказания, которые применяются к кандидатам или спонсорам при нарушении правил финансирования избирательной кампании, приводятся в положениях ст. 141.1 УК.
Она делится на две крупные части:
К наиболее распространенным преступлениям, за которые назначается уголовная ответственность, относится:
Чтобы доказать занижение расценок на товары, работы или услуги, определяется их рыночная стоимость, которая сравнивается с внесенной платой. Если кандидат заплатил в 2 раза меньше средних расценок, то это считается необоснованным занижением цены.
Для оценки привлекаются эксперты или члены контрольно-ревизионных служб. Если возникает необходимость, то составляются запросы в правоохранительные органы или другие государственные инстанции, что позволяет получить нужные данные.
Если обвинение связано с привлечением подставных лиц, то осуществляется поиск доказательств того, что номинатор скрывал свою личность. Обычно такими уловками пользуются лица, которые по закону не имеют право вносить пожертвования.
К ним относятся иностранцы или зарубежные компании, а также лица без гражданства. Дополнительно запрещены пожертвования со стороны несовершеннолетних, международных организаций или государственных учреждений. Ее допускается финансирование кампании анонимными лицами.
Контролем над пожертвованиями замеряются представители ФНС, которые проверяют достоверность данных, указываемых людьми или фирмами во время финансирования кампании.
К ответственности привлекаются как лица и компании, вносящие пожертвования, так и непосредственные кандидаты, которые пользуются незаконно полученными средствами для достижения победы на выборах.
Граждане и предприятия, которые с явными нарушениями финансировали избирательную кампанию какого-либо кандидата на выборах, наказываются следующими способами:
Точное наказание определяется судьей, который изучат все обстоятельства преступления.
Если кандидат воспользоваться незаконно полученными средствами, которые не учитывались в фонде, то он привлекается к уголовной ответственности, которая может быть представлена в следующих видах:
Дополнительная информация о финансировании кампаний в видео
Финансирование избирательной кампании осуществляется с учетом требований законодательства. Если нарушаются данные условия, то спонсоры или кандидаты на выборах привлекаются к уголовной ответственности. Она может быть представлена штрафом, лишением свободы, исправительными или обязательными работами, а также лишением права занимать руководящие должности.