Какие способы использует государство для борьбы с монополией

С момента перехода нашей страны на рыночную модель экономики прошло около 30 лет, однако многие ее аспекты находятся в стадии формирования и развития. Основой рыночной экономики, обеспечивающей ее полноценное функционирование, является здоровая конкуренция между ее субъектами.

Ее наличие позволяет поддерживать хрупкий баланс между интересами производителей товаров и услуг и конечными потребителями. Задачей же государства, вмешательство в экономику которого, по возможности, должно быть ограничено, является регулирование отношений между различными ее субъектами и поддержание условий для развития добросовестной конкуренции.

Однако в экономических реалиях как России, так и многих других стран мира имеет место быть монополизация того или иного сегмента рынка. Это явление крайне пагубно сказывается на положении дел как в определенной отрасли, так и в экономике страны в целом. В этой связи государство борется с монополией, используя доступные ему методы правового и экономического регулирования.

Что такое монополизация

Если придерживаться классической экономической теории и попытаться объяснить, что собой представляет монополия, то начать следует с тех признаков, которые ее характеризуют:

  • Наличие одного продавца или производителя на рынке. Абсолютной монополией является ситуация, когда тот или иной продукт предлагает лишь один продавец или производитель. Подобное положение дел позволяет ему доминировать на рынке, самостоятельно определяя условия и стоимость его уникального товара или услуги. В принципе, единственным сдерживающим цену фактором является предел покупательской способности потребителей.
  • Отсутствие заменителей или близких по свойству товаров и услуг. Монополист должен обладать товаром или предоставлять услугу, которая является единственной в своем числе. Это позволяет ему удерживать свою позицию на рынке, не опасаясь возможной конкурентной борьбы.

Следует отметить, что существуют и иные признаки монополий, являющиеся довольно специфичными и, соответственно, не требующими рассмотрения в рамках данной статьи.

Таким образом, используя для формирования определения рассматриваемого понятия его признаки, монополию можно понимать как определенную рыночную структуру, которая выражается в наличии лишь одного продавца товара или производителя услуг при ограниченном их количестве продукции и с отсутствием значимого заменителя. Последнее обстоятельство препятствует вхождению на рынок конкурентов.

Далее вкратце следует разобрать отдельные частные случаи монополий в зависимости от их происхождения:

  • Естественная монополия.Естественные монополии формируются сами по себе вне зависимости от действий субъектов экономики. Они появляются в тех отраслях, где функционирование  нескольких игроков не является целесообразным в силу особенностей самой отрасли. Так, примерами естественных монополий в РФ выступают «Российские железные дороги», «Роскосмос» и некоторые иные организации.
  • Искусственная монополия. Искусственная монополия возникает там, где имеется лишь один игрок в среде, в которой может присутствовать конкуренция. Такая монополия является «рукотворной» и именно на ее сдерживание и направлены усилия антимонопольного законодательства.

Борьба со злоупотреблениями со стороны искусственных монополий является принципиально важной, поэтому соответствующее положение имеется даже в Основном законе страны. Так, статья 34 Конституции гласит, что в РФ не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию.

При рассмотрении антимонопольного законодательства следует особо выделить Федеральный закон от 26. 07. 2006 года «О защите конкуренции» № 135-ФЗ.  Статья 4 данного нормативно-правового акта рассматривает монополистическую деятельность как злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением на рынке.

Внимание! Исходя из законодательных норм и опыта правоприменения, можно сделать вывод, что противоправным в РФ является не сама монополия как таковая, а именно злоупотребление своим положением со стороны доминирующего хозяйствующего субъекта, то есть, собственно говоря, монополиста.

Наиболее часто нарушения антимонопольного законодательства приходится на сферу коммунального обслуживания, электроэнергетики, транспорта и пассажирских перевозок.

Цели борьбы с монополизацией

Основной характерной чертой рассматриваемого явления является возможность монополиста контролировать рынок и отрасль.  В силу того, что конкуренция в данном случае не является сдерживающим фактором, у монополиста нет необходимости заботиться о качестве предоставляемых товаров и услуг. Кроме этого, он может устанавливать выгодную для себя ценовую политику.

Все эти обстоятельства приводят к застою в отрасли, снижению предпринимательской активности, налоговых поступлений и негативно сказывается на конечном потребителе, который получает заведомо худшие по качеству товары и услуги за необоснованную, как правило, завышенную стоимость.

В этой связи государство вырабатывает способы и комплекс мер, предполагающих борьбу с монополизацией. Они направлены на следующее:

  • создание благоприятных условий для развития конкуренции;
  • стимулирование предпринимательской деятельности;
  • развитие товарного рынка;
  • рыночное регулирование цен на товары и услуги как в отдельной отрасли, так и в экономике в целом.

В целях реализации антимонопольной политики государством разрабатываются соответствующие законодательные акты, а также формируются специализированные государственные структуры.

Справка! В России ведущим государственным органом, в задачу которого входит борьба со злоупотреблением монопольным положением хозяйствующими субъектами, является Федеральная антимонопольная служба (ФАС).

Методы

Выделяют две формы методов борьбы с монополией. Условно их можно разделить на 2 группы – экономические и административные.

Экономические методы, по сути, сводятся к созданию условий для развития конкуренции в той или иной отрасли:

  • поддержка и стимулирование развития малого и среднего бизнеса в форме налоговых льгот, предоставления субсидий, условий льготного кредитования и так далее;
  • стимулирование производства товаров-заменителей;
  • организация и развитие особых экономических зон для производителей дефицитных товаров;
  • привлечение иностранных инвесторов.

К административным мерам относятся методы жесткого правового регулирования, направленные на борьбу с монополизацией того или иного сектора экономики.

Они установлены законодательно и, кроме прочего, включают в себя следующее:

  • установление мер ответственности за несоблюдение действующего антимонопольного законодательства;
  • прямой запрет на картельный сговор;
  • запрет на слияния крупных игроков рынка, ведущие к установлению полного контроля над отраслью.

За исполнением действующего антимонопольного законодательства следит Федеральная антимонопольная служба и органы прокуратуры.

Трудности в борьбе

Россия, как бывшая часть СССР с его плановой экономикой, сталкивается с определенными трудностями при борьбе с монополизацией. В первую очередь, это заключается в наличии крупных производственных предприятий, которые еще с советского времени были единственными представителями отрасли.

Налаженное производство и экономические связи не позволяют дробить предприятия без потери их рентабельности и экономической эффективности. Характерным примером в данном случае выступают производства автомобилестроительной отрасли.

Важно! Кроме этого, нельзя не отметить несовершенную нормативно-правовую базу, оставляющую множество «лазеек» крупным монополистам. При этом обращают на себя внимание ошибки в действиях ФАС, которая вместо контроля крупных предприятий осуществляет крайне строгий административный надзор среднего и малого бизнеса.

Заключение

Монополия представляет собой рыночную ситуацию, когда в отдельном секторе экономики ведущие позиции занимает лишь один производитель, что выражается в практически полном отсутствии конкуренции и злоупотреблениях им своим положением. С точки зрения российского законодательства именно последнее является неправомерным и недопустимым.


Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *