Как бороться с недобросовестной конкуренцией

Одной из важных составляющих рыночной экономики является конкуренция. Под ней следует понимать некую форму борьбы между хозяйствующими субъектами за право реализации своей продукции на наиболее выгодных для себя условиях.

В целом, конкуренция является благом и свидетельствует о развитости деловой среды и экономики. Помимо этого, рассматриваемое явление представляется естественным ограничением для формирования монополий и возможности одного или нескольких субъектов оказывать значимое воздействие на условия товарооборота.

Действующее законодательство развитых стран всецело направлено на развитие конкуренции как таковой. Однако методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, помимо продиктованных законом и деловой средой, могут быть недопустимыми и слишком агрессивными, то есть напрямую нарушающими права и законные интересы отдельных участников рынка. Данное явление известно как проявление недобросовестной конкуренции.

Как проявляется нечестная конкуренция

С точки зрения законодательства под недобросовестной конкуренцией следует понимать такие методы конкурентной борьбы, которые, преимущественно, предполагают дискредитацию остальных участников рынка, а также нарушение действующих правовых норм и неписаных правил делового оборота.

Недобросовестная конкуренция в любых своих проявлениях является сдерживающим фактором в развитии экономики, приводит к монополизации рынков и отдельных ее отраслей, что в совокупности представляет значительную проблему, с которой государство борется, используя для этого различные экономические и административные меры.

Внимание! Последствия рассматриваемого явления настолько значимы, что недопустимость недобросовестных методов конкуренткой борьбы напрямую установлена Конституцией Российской Федерации. Об этом указано в ст. 34 Основного закона страны.

Практические вопросы, связанные с понятием и формами недобросовестной конкуренции, рассматриваются в нормах Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.

То, каким образом проявляется недобросовестная конкурентная борьба, установлено главой 2.1 рассматриваемого нормативно-правового акта (ст. ст. 14.1-14.8).

Рассмотрим эти формы более подробно.

Введение в заблуждение

Не допускается введение в заблуждение конечного потребителя, связанное с качеством и потребительскими свойствами того или иного товара или продукта. Как правило, несуществующие положительные свойства приписываются продукции для привлечения внимания потребителя и фиксации его выбора на ней.

Помимо того, что введение в заблуждение является формой недобросовестной конкурентной борьбы, данные действия прямо противоречат положениям Закона РФ «О защите прав потребителей».

Некорректное сравнение

При осуществлении рекламных компаний не допускается использование сравнительных оборотов по отношению к товарам других производителей. К числу таких оборотов относятся фразы с использованием слов «самый», «лучший», «номер один» и так далее.

Следует отметить, что многие компании обходят данный запрет путем использования сравнительных оборотов по отношению к собственной продукции аналогичных потребительских свойств.

Дискредитация

Под дискредитацией следует понимать намеренное распространение недостоверных, лживых сведений о потребительских свойствах товаров конкурирующих хозяйствующих субъектов, а также о самих организациях, являющихся производителями тех или иных товаров и услуг.

Недопущение регистрации исключительных прав на средства индивидуализации

Кроме прочего, это означает, что отдельные производители не вправе регистрировать исключительные права на те или иные виды потребительских товаров или услуг.

В соответствии с положениями рассматриваемого закона данный перечень является открытым. Иными словами, за компетентными органами остается право выявлять те или иные проявления конкуренции и определять их добросовестность и соответствие правилам деловой этики.

Отличия от добросовестной

Отличия добросовестной от недобросовестной конкуренции можно проследить, поняв методы их осуществления.

Так, добросовестную конкуренцию характеризуют:

  • эффектные рекламные компании, акцентирующие внимание на потребительских свойствах предлагаемых товаров и услуг;
  • повышение качества продукции;
  • развитие новых форм обслуживания клиентов и покупателей;
  • создание новых товаров и услуг, развитие дополнительного функционала.

Методы недобросовестной конкуренции рассмотрены в главе 2.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года.

Справка! Основным отличием недобросовестной конкуренции от добросовестной является использование при ней методов и способов конкурентной борьбы, которые прямо противоречат действующему законодательству и обычаям делового оборота.

Правовые способы реагирования

Для защиты от недобросовестной конкуренции предусмотрены законные способы борьбы со стороны пострадавшей страны. Разберем наиболее действенные из них:

Жалоба в Федеральную антимонопольную службу

Федеральная антимонопольная служба является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением действующего законодательства в части защиты конкуренции и предотвращения монополизации рынка.

Какой-либо унифицированной и строго установленной формы для жалобы не существует. Пострадавшее лицо может подать ее как в письменной, так и в электронной форме. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней, однако в отдельных случаях он может быть увеличен до 2 месяцев.

По итогам рассмотрения жалобы и при наличии нарушения антимонопольного законодательства ФАС вынесет предписание правонарушителю. В этом документе содержится требование об устранении нарушений в установленный ведомством срок.

Кроме этого, правонарушитель может быть привлечен к ответственности. Так, если методы недобросовестной конкуренции привели к небольшому ущербу для пострадавшей стороны, то организации может быть назначен административный штраф до 50 тысяч рублей. Привлечение к административной ответственности в данном случае происходит на основании ст. 14.33. КоАП РФ.

Если ущерб является значительным, то руководство виновной организации привлекается к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ, предполагающей наказание за ограничение конкуренции путем создания картеля.

Подача искового заявления о защите деловой репутации

Если в результате дискриминации и распространения недостоверных сведений о продукции или об организации был нанесен ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта, он вправе обратиться за защитой своих интересов в судебный орган. В суде истец вправе требовать официального опровержения соответствующих сведений, а также заявить о выплате компенсации вреда и суммы реальных убытков.

Следует отметить, что подобные дела имеют определенную специфику, поэтому крайне желательно, чтобы интересы организации или ИП представлял опытный юрист, разбирающийся в данных тонкостях.

Важно! В целом, правовые формы борьбы с недобросовестными конкурентами являются эффективными, что доказывает сложившаяся в последние годы правоприменительная практика.

Как еще можно бороться

В целях предупреждения последствий недобросовестной конкуренции организации и ИП могут использовать следующие меры контроля:

  • Защита конфиденциальных сведений о компании. Следует соблюдать нормы и обеспечить защиту коммерческой и производственной тайны, обезопасить электронные базы данных. Закрытые сведения о компании не должны попадать в распоряжение третьих лиц.
  • Защита брендов. Бренды, изобретения, промышленные образцы компании могут быть защищены в соответствии с законодательством об интеллектуальной собственности, смежных и авторских правах.

Полезное видео

Как защититься от конкурентов рассказывает автор видео:

Заключение

Недобросовестная конкуренция являет собой применение методов конкурентной борьбы с использованием средств, противоречащих действующему законодательству и обычаям делового оборота.

За использование таких методов виновное лицо может понести административную или даже уголовную ответственность.  Кроме этого, пострадавшее лицо может обратиться в суд за возмещением убытков, причиненных действиями, производившимися в рамках нечестной конкурентной борьбы.

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *