Одной из важных составляющих рыночной экономики является конкуренция. Под ней следует понимать некую форму борьбы между хозяйствующими субъектами за право реализации своей продукции на наиболее выгодных для себя условиях.
В целом, конкуренция является благом и свидетельствует о развитости деловой среды и экономики. Помимо этого, рассматриваемое явление представляется естественным ограничением для формирования монополий и возможности одного или нескольких субъектов оказывать значимое воздействие на условия товарооборота.
Действующее законодательство развитых стран всецело направлено на развитие конкуренции как таковой. Однако методы борьбы с недобросовестной конкуренцией, помимо продиктованных законом и деловой средой, могут быть недопустимыми и слишком агрессивными, то есть напрямую нарушающими права и законные интересы отдельных участников рынка. Данное явление известно как проявление недобросовестной конкуренции.
Содержание
С точки зрения законодательства под недобросовестной конкуренцией следует понимать такие методы конкурентной борьбы, которые, преимущественно, предполагают дискредитацию остальных участников рынка, а также нарушение действующих правовых норм и неписаных правил делового оборота.
Недобросовестная конкуренция в любых своих проявлениях является сдерживающим фактором в развитии экономики, приводит к монополизации рынков и отдельных ее отраслей, что в совокупности представляет значительную проблему, с которой государство борется, используя для этого различные экономические и административные меры.
Практические вопросы, связанные с понятием и формами недобросовестной конкуренции, рассматриваются в нормах Федерального закона «О защите конкуренции» от 26 июля 2006 года № 135-ФЗ.
То, каким образом проявляется недобросовестная конкурентная борьба, установлено главой 2.1 рассматриваемого нормативно-правового акта (ст. ст. 14.1-14.8).
Рассмотрим эти формы более подробно.
Не допускается введение в заблуждение конечного потребителя, связанное с качеством и потребительскими свойствами того или иного товара или продукта. Как правило, несуществующие положительные свойства приписываются продукции для привлечения внимания потребителя и фиксации его выбора на ней.
Помимо того, что введение в заблуждение является формой недобросовестной конкурентной борьбы, данные действия прямо противоречат положениям Закона РФ «О защите прав потребителей».
При осуществлении рекламных компаний не допускается использование сравнительных оборотов по отношению к товарам других производителей. К числу таких оборотов относятся фразы с использованием слов «самый», «лучший», «номер один» и так далее.
Следует отметить, что многие компании обходят данный запрет путем использования сравнительных оборотов по отношению к собственной продукции аналогичных потребительских свойств.
Под дискредитацией следует понимать намеренное распространение недостоверных, лживых сведений о потребительских свойствах товаров конкурирующих хозяйствующих субъектов, а также о самих организациях, являющихся производителями тех или иных товаров и услуг.
Кроме прочего, это означает, что отдельные производители не вправе регистрировать исключительные права на те или иные виды потребительских товаров или услуг.
В соответствии с положениями рассматриваемого закона данный перечень является открытым. Иными словами, за компетентными органами остается право выявлять те или иные проявления конкуренции и определять их добросовестность и соответствие правилам деловой этики.
Отличия добросовестной от недобросовестной конкуренции можно проследить, поняв методы их осуществления.
Так, добросовестную конкуренцию характеризуют:
Методы недобросовестной конкуренции рассмотрены в главе 2.1 Федерального закона №135-ФЗ от 26 июля 2006 года.
Для защиты от недобросовестной конкуренции предусмотрены законные способы борьбы со стороны пострадавшей страны. Разберем наиболее действенные из них:
Федеральная антимонопольная служба является государственным органом, осуществляющим надзор за соблюдением действующего законодательства в части защиты конкуренции и предотвращения монополизации рынка.
Какой-либо унифицированной и строго установленной формы для жалобы не существует. Пострадавшее лицо может подать ее как в письменной, так и в электронной форме. Срок рассмотрения обращения составляет 30 дней, однако в отдельных случаях он может быть увеличен до 2 месяцев.
По итогам рассмотрения жалобы и при наличии нарушения антимонопольного законодательства ФАС вынесет предписание правонарушителю. В этом документе содержится требование об устранении нарушений в установленный ведомством срок.
Кроме этого, правонарушитель может быть привлечен к ответственности. Так, если методы недобросовестной конкуренции привели к небольшому ущербу для пострадавшей стороны, то организации может быть назначен административный штраф до 50 тысяч рублей. Привлечение к административной ответственности в данном случае происходит на основании ст. 14.33. КоАП РФ.
Если ущерб является значительным, то руководство виновной организации привлекается к уголовной ответственности по ст. 178 УК РФ, предполагающей наказание за ограничение конкуренции путем создания картеля.
Если в результате дискриминации и распространения недостоверных сведений о продукции или об организации был нанесен ущерб деловой репутации хозяйствующего субъекта, он вправе обратиться за защитой своих интересов в судебный орган. В суде истец вправе требовать официального опровержения соответствующих сведений, а также заявить о выплате компенсации вреда и суммы реальных убытков.
Следует отметить, что подобные дела имеют определенную специфику, поэтому крайне желательно, чтобы интересы организации или ИП представлял опытный юрист, разбирающийся в данных тонкостях.
В целях предупреждения последствий недобросовестной конкуренции организации и ИП могут использовать следующие меры контроля:
Как защититься от конкурентов рассказывает автор видео:
Недобросовестная конкуренция являет собой применение методов конкурентной борьбы с использованием средств, противоречащих действующему законодательству и обычаям делового оборота.
За использование таких методов виновное лицо может понести административную или даже уголовную ответственность. Кроме этого, пострадавшее лицо может обратиться в суд за возмещением убытков, причиненных действиями, производившимися в рамках нечестной конкурентной борьбы.